Информация по вопросам тарифного регулирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства
Показать HTML-версию документа
- Природный газ, используемый:
Министерство энергетики и тарифной политики Республики Мордовия информирует жителей республики по вопросу роста тарифов на коммунальные услуги с 1 июля 2016 года.
Согласно сценарным условиям и основным параметрам прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, разработанным Минэкономразвития России и одобренным на заседании Правительства Российской Федерации в октябре 2015 г. и апреле 2016 г. индексация тарифов на услуги организаций коммунального комплекса в 2016 году будет осуществлена, как и в 2015 году с 1 июля.
Для населения до 1 июля 2016 года действовали тарифы на коммунальные услуги, которые применялись во втором полугодии 2015 года.
С 1 января 2016года тарифы на коммунальные услуги для населения Министерством энергетики и тарифной политики Республики Мордовия не повышались и нормативы потребления коммунальных услуг не пересматривались.
Действующим федеральным законодательством с 2014 года введен механизм ограничения повышения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.
Распоряжениями Правительства Российской Федерации ежегодно утверждаются индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации и предельно допустимые отклонения по отдельным муниципальным образованиям от величины указанных индексов.
На 2016 год распоряжениями Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2014 г. № 2222-р и от 28 октября 2015 г. № 2182-р установлены предельный индекс роста коммунального платежа с учетом отклонения по отдельным муниципальным образованиям Республики Мордовия в размере - 7,2% (4,7+2,5).
Соответственно Указом Главы Республики Мордовия от 30 ноября 2015 г. № 380-УГ утверждены предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях в Республике Мордовия на 2016 год.
Указом Главы Республики Мордовия по 353 муниципальным образованиям республики, в том числе в городском округе Саранск на 2016 год установлен предельный индекс в размере – 7,2%, а по согласованию с представительными органами местного самоуправления по Тургеневскому городскому поселению - 11,7%, в Кадошкинском городском поселении – 11,3%.
По Тургеневскому городскому поселению данный рост индекса связан с вводом в 2016 году в действие станции водоподготовки (очистные сооружения по воде) в городском поселении Тургенево.
По Кадошкинскому городскому поселению данное превышение связано со значительной изношенностью и необходимостью ремонта водопроводных сетей с целью предоставления потребителям качественных услуг по водоснабжению.
Рост коммунального платежа, при сопоставимых объемах оказанных услуг, во втором полугодии 2016 г. составит в среднем по Республике Мордовия – 4,7 процента.
Для сравнения - рост платы граждан за коммунальные услуги на территории муниципальных образований Республики Мордовия на 2015 год был установлен в пределах максимально допустимого значения 11,7% (средний индекс по республике 9,2%, предельно допустимое отклонение по муниципальным образованиям – 2,5%).
Что ожидает население республики в 2016 году по ценам и тарифам на конкретные виды коммунальных услуг?
Тарифы на электрическую энергию для населения
Тарифы на электрическую энергию, поставляемую населению на 2016 год приняты в рамках предельных уровней тарифов, утвержденных приказом ФАС России от 06 ноября 2015 года № 1057/15 «О предельных уровнях тарифов на электрическую энергию (мощность) на 2016 год» и приказом ФАС России от 18 ноября 2015 года «О внесении изменений в приказ ФАС России от 06 ноября 2015 года № 1057/15 «О предельных уровнях тарифов на электрическую энергию (мощность) на 2016 год».
В соответствии с приказами ФАС России с 1 июля 2016 года для республики предельные уровни тарифов на электрическую энергию, реализуемую населению установлены в размере – минимальный 3 руб. 15 коп./кВтч, максимальный – 3 руб. 40 коп./кВтч. Приказом Министерства энергетики и тарифной политики Республики Мордовия от 29 декабря 2015 года № 166 «Об установлении тарифов на электрическуюэнергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Республике Мордовия на 2016 год» установлен тариф – 3 руб. 25 коп./кВтч (+ 13 коп. на кВтч. от утвержденного с 1 июля 2015 года – 3 руб. 12 коп./кВтч, рост составит - 4,16%. Для сравнения – с 1 июля 2015 года – рост был -7,2%.
Для населения, проживающего в сельской местности и городского населения с электроплитами применен понижающий коэффициент – 0,717. Рост тарифа составит – 6,88 % или +15 коп. на кВтч, тариф – 2 руб.33 коп./кВтч. С 1 июля 2015 г. тариф был – 2 руб.18 коп./кВтч.
Причина разного роста тарифов для городского населения с газовыми плитами и сельского населения и городского с электроплитами – обусловлена необходимостью ликвидации так называемого перекрестного субсидирования. То-есть, для населения с 90-х годов ХХ века устанавливаются тарифы ниже экономически обоснованных, а разница перекладывается на прочих потребителей электрической энергии (промышленные и сельскохозяйственные предприятия, бюджетные организации, предпринимательство и т.д.).
Так объем перекрестного субсидирования составит на 2016 г. – 885497,0 тыс. руб.
Розничные цены на природный газ для населения
Цены на природный газ, реализуемый населению на территории Республики Мордовия с 1 июля 2016 года, установлены постановлением Правительства Республики Мордовия от 20 июня 2016 г. № 308 «О розничных ценах на природный газ, реализуемый населению». Рост цен с 1 июля 2016 года на природный газ, реализуемый населению, составит – 2,0%. Для сравнения рост цен с 1 июля 2015 года на природный газ, реализуемый населению, был – 7,2%.
Направления использования газа населением |
Единица измерений |
с 1 июля 2016 г. по 30 июня 2017 г. |
1 |
2 |
3 |
руб./ 1куб. метр |
6,61 |
|
для приготовления пищи и нагрева воды с использованием газовой плиты; для нагрева воды с использованием газового водонагревателя при отсутствии центрального горячего водоснабжения; для приготовления пищи и нагрева воды с использованием газовой плиты и нагрева воды с использованием газового водонагревателя при отсутствии центрального горячего водоснабжения |
||
руб./1000 куб. метров |
4439,0 |
|
руб./1000 куб. метров |
6130,0 |
|
руб./1000 куб. метров |
5691,0 |
|
руб./1000 куб. метров |
5041,0 |
Тарифы на тепловую энергию, водоснабжение и водоотведение для населения
Проводя политику сдерживания роста тарифов, по результатам регулирования, средневзвешенный тариф для населения республики с 1 июля 2016 года составил:
- в сфере оказания услуг теплоснабжения - 1703,99 руб./Гкал и увеличился на 93,96 руб./Гкал или на 5,8 %. Для сравнения фактическийрост средневзвешенного тарифа на тепловую энергию, реализуемую населению с 1 июля 2015 г. по республике составил - 8,89%, при установленном ФСТ России -9,2%;
- по услуге питьевое водоснабжение - 23,46 руб. /м3 и увеличился на 1,51 руб. за куб. метр или на 6,88 %, по услуге водоотведение тариф сложился в размере 13,71 руб. за куб. метр и увеличился на 0,87 руб. за куб. метр или на 6,77 процентов. Для сравнения фактическийрост средневзвешенных тарифовпо водоснабжению и водоотведению с 1 июля 2015 г. по республике составил – 12,4 %, при установленном ФСТ России -14,0 процентов.
Важно (администрации района):
По каждому поселению Вашего муниципального района просьба указать тарифы, установленные для организаций, осуществляющих централизованное тепло-, водо снабжение, водоотведение!!!
Почему растут цены (тарифы) на коммунальные услуги?
На росттарифов на электрическую энергию, газ, тепловую энергию, горячее и холодное водоснабжение и водоотведение оказывают влияние следующие факторы.
Значительную долю в расходах на оказание коммунальных услуг занимают затраты на топливо.К примеру, в затратах при установлении тарифов на тепловую энергию его доля достигает до 50 процентов, а в комбинированной выработке (при одновременном производстве электрической и тепловой энергии) – 70-80 процентов.Основным видом топлива, используемом в Республике Мордовия при производстве тепловой энергии является газ.
Цена на газ складывается из трех составляющих (оптовая цена на газ, услуги на транспортировку газа и снабженческо-сбытовые услуги), устанавливаемых ежегодно приказами федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов (до июля 2015 г. - Федеральная служба по тарифам, в настоящее время Федеральная антимонопольная служба). Цена на газ ежегодно увеличивается, как следствие растут затраты теплоснабжающих организаций и соответственно тарифы. Среднегодовой рост оптовой цены на газ, занимаемой в конечной цене для потребителей 70-80 процентов, в среднем по Российской Федерации в 2013 году был – 15%, в 2014 году – 7,9%, в 2015 году – 3,8%, по прогнозу на 2016 год будет на уровне – 4,9 процента к уровню 2015 года.
Но надо иметь в виду, что цена на природный газ растет, в том числе и за счет реализации ОАО «Газпром» в Республике Мордовия ряда мероприятий «Программы развития газоснабжения и газификации субъектов Российской Федерации».
При этом следует отметить, что рост тарифов был бы значительно выше, если бы руководство республики не проводило на протяжении длительного периода кропотливую работу с руководством ОАО «Газпром» по газификации населенных пунктов республики. Городские поселения республики газифицированы давно. В сельских населенных пунктах республики газификацией охвачено – 98,8% населения, проживающего в них. Стоимость газа значительно ниже, чем стоимость, к примеру, мазута, который используется в качестве топлива при производстве тепловой энергии во многих регионах Российской Федерации. В республики единичные котельные работают на мазуте.
Электроэнергия также увеличивает стоимость коммунальных услуг. Для всех потребителей, кроме населения, электроэнергия реализуется по нерегулируемым ценам, складывающимся на оптовом рынке электроэнергии, что также влияет на рост тарифов в большей степени на услуги водоснабжения и водоотведения, где доля в затратах ресурсоснабжающих организаций, оказывающих услуги водоснабжения, в зависимости от схемы поставки воды, достигает 40-50 процентов.
Кроме того, поддержание инженерных систем коммунального хозяйства в надлежащем состоянии (замена, ремонт оборудования, ликвидация аварийных ситуаций) тоже требует финансовых затрат, что также оказывает влияние на величину тарифов на коммунальные услуги.
Почему тарифы на коммунальные услуги (тепловая энергия, водоснабжение, водоотведение) по регионам и в разных населенных пунктах республики разные?
В соответствии с законодательством цены (тарифы) на коммунальные услуги устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности.
В случае, если поставку коммунальных ресурсов осуществляют разные организации, тарифы могут различаться.
Разница в тарифах, зависит от:
- объемов реализации коммунальных услуг (обратно-пропорциональная зависимость, чем больше объем реализации услуг по конкретной организации, тем меньше размер тарифа за счет распределения условно-постоянных расходов организации между большим количеством потребителей);
- уровня энергоемкости установленного оборудования;
- степени изношенности сетей и оборудования, что влияет на расходы, необходимые для поддержания систем снабжения услугами в рабочем состоянии.
В тепловой энергии также от режима выработки тепловой энергии (комбинированный и некомбинированный). Себестоимость тепловой энергии, производимой котельными в некомбинированном режиме, значительно превышает себестоимость тепловой энергии, вырабатываемой в комбинированном режиме (при одновременном производстве электрической и тепловой энергии), от загрузки котельных и, как следствие, удельных норм расхода энергоносителей; от расходов на холодную воду, а также конструктивных особенностей и плотности застройки жилья, обуславливающих соответственно различные величины тепловых нагрузок и потерь тепла.
В водоснабжении разница в тарифах также зависит от территориального расположения, характера местности (горная, холмистая, равнинная), в связи с чем меняется протяженность сетей, разбросанность объектов, появляется необходимость дополнительного подъема воды в холмистой местности.