Размер шрифта:
Цветовая схема:
Интервал между буквами

Вы находитесь на старой версии официального сайта Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия. Новая версия сайта находится по адресу: atyurevo-r13.gosweb.gosuslugi.ru

Верность профессии

Верность профессии

Так было угодно судьбе, что супруги Трунькины посвятили свою жизнь детям, отдали многие годы, жар души педагогической работе. Школа для них- в прямом смысле стала вторым домом. Поэтому супругов- педагогов объединила на всю оставшуюся жизнь не только семейные заботы, дети, любовь и преданность со дня их семейного праздника-бракосочетания, но и общая работа, общий дружный коллектив педагогов Пичеполонговской основной школы.
Глава семьи, Петр Серафимович, сельским детям с 1976 года, т.е. 36 лет, преподает один из самых интересных, увлекательных школьных предметов –географию. Мария Алексеевна, его супруга, 36 лет вела биологию в сельской школе и была уверена в том, что мало обучать детей науке, а им, да всем людям обязательно, просто необходимо для кругозора понимание жизни природы. А познание природы начинается с чувственного восприятия.
Как-то в минуты неспешной беседы Мария Алексеевна очень увлеченно, с любовью говорила о своей профессии, о роли учителя так, будто бы она «выдвигала» для себя педагогическую философию – помочь ученикам прозреть и увидеть мир вокруг таким, какой он есть –прекрасным, удивительно светлым, в каком-то роде не до конца изученным. И пусть каждый ребенок чувствует себя в окружающей нас жизни, в мире природы первооткрывателем.
Готовясь к урокам, составляя планы завтрашних занятий, она наедине с собой, в своих размышлениях порой думала: «Как добиться, чтобы, изучая тему по биологии, заинтересовать всех и каждого? Чтобы дети почувствовали себя частью живой природы, которая вокруг нас? Как побороть пассивность некоторых на уроке? Как свой урок сделать их уроком?» И такие вопросы перед учителем возникали постоянно, потому что, стоя перед классом, учительница биологии открывала перед детьми двери в мир Знаний, рассказывала доступно, красочно, ярко. Весь секрет был в том, что она преданно и самозабвенно любила свой предмет.
М.А. Трунькина старалась вовлекать ребят в жизнь природы вокруг и наблюдениями за поведением животных, заботой о птицах и зверушках, изучая работы известных ученых, составляя рефераты, исследования… Ее воспитанники принимали участие в районных и республиканских конференциях, олимпиадах, где они завоевали призовые места.
Где-то года-полтора назад мы, журналисты «районки», посетили эту самую отдаленную школу весной, в солнечный мартовский день. В унисон пробуждению природы проходил у семиклассников урок Марии Алексеевны. Свои выводы об уроке сделала и сама опытная учительница, с солидным педагогическим стажем за плечами:
-Главное для меня – дети, урок для детей. Я так понимаю: урок- это неспешное общение, то есть внимательное всматривание в мир человека. Человека подрастающего. А глаза детей! Сколько в них можно прочитать чувств, состояний и переживаний. Ведь для этого обязательно нужно, чтобы зрячим было наше сердце – главный педагогический инструмент учителя. Инструмент познания самого себя, жизни, души ребенка…
Особо интересными, увлекательными М.А. Трунькина считает проведенные уроки на природе, когда вокруг живой мир, и столько неожиданного в этом мире! Для многих ребят, да порой и для учительницы знакомы ощущения – надо же, столько раз проходил мимо и не замечал. 
- А всего и надо было – остановиться, поднять голову и всмотреться. Всмотреться так, чтобы дрогнуло сердце: до чего же красиво! Идем дальше. И это были не просто неспешные прогулки по лесной поляне, где сливались вместе и скромная, и сказочная красота родной земли, окружающей нас природы. Здесь и шепот листьев, и разговор кузнечиков, букашек, пенье птиц, шум ветра- наглядные пособия не с картинки, не виды муляжей, а изнутри того, что вокруг нас. Чем живет природа, как она дышит. Дети наблюдали как вечно спешат куда-то муравьи, божья коровка греет спину на солнышке. Именно здесь вековые деревья, замшелые пеньки, трава и кусты не молчат, они говорят о себе своим видом, своей обычной суетой. Именно услышать и увидеть живую природу и приходили сюда с ребятами,-делится с нами Мария Алексеевна. «И я замечала,-говорит она,- что ребята тихо переговариваются, боясь спугнуть что-то неуловимо прекрасное. А еще было приятно, что при школе долгие годы функционировала бригада школьного лесничества и многие рощицы мы с ребятами сажали сами».
Если поподробнее сказать о династии педагогов Трунькиных- то учительская биография основателя семьи - отца и деда Серафима Петровича началась в 30-ые годы прошлого столетия. Начал он работать учителем в д. Липовка, был первым учителем моего покойного отца (от автора) –Серафима Акимовича. «В начальных классах у меня были круглые пятерки,-вспоминая свои школьные годы, говорил нам отец, - я так любил школу, но годы начала 30-х были очень голодные и трудные, после 4-ого класса пришлось идти работать- был старшим ребенком в семье. Но вечерами меня Серафим Петрович продолжал учить математике, географии…»
Всего династия Трунькиных состоит из 10 педагогов, работавших и работающих в школе с 30-х годов ХХ века и по сей день. Общий трудовой стаж этой педагогической семьи составляет около 180 лет. По стопам родителей пошли и дети Петра Серафимовича и Марии Алексеевны. Наталья, Екатерина, Олег получили учительские профессии. Надеемся, что связующая нить педагогической династии Трунькиных не прервется.
Анастасия Лемяскина.

1 из 5
2 из 5
3 из 5
4 из 5
5 из 5