Новые образовательные стандарты для начальной школы
-Алексей Васильевич, в школах с 1 сентября 2011 года детей начали учить по новому стандарту? Для чего понадобились перемены?
- Прежде школа больше заботилась о том, чтобы дать знания, причем многие из них оставались невостребованными. Зато мы гордились высоким теоретическим уровнем знаний и на фоне других стран это было очень заметно. У нас в традиционной школе это развитие получалось не благодаря обучению, а вопреки ему. Дети выходили с очень разным уровнем развития - звездочка, посредственность, звездочка, посредственность... В основе нового стандарта самая прогрессивная на сегодняшний день теория деятельности Даниила Эльконина, которая была предложена в 60-70-е годы прошлого столетия. -В чем принципиальное отличие нового стандарта от того, что был принят десять лет назад?
- Упор будет сделан не на знания, а на ведущего деятельность. Основная задача научить детей учиться. К примеру, раньше дети учились читать в основном на уроках чтения, но когда им встречался математический, научный, справочный текст, они его не понимали. Новый стандарт, в частности, предполагает, что задача обучения чтению может решаться на любом уроке. Это относится и к другим умениям- выслушивать требования, удержать его в памяти, сравнить полученный результат с поставленной целью, установить причину ошибки. Серьезные требования стандарт предъявляет к умению сотрудничать. Когда мы предлагаем детям, поступившим в первый класс, работу в парах: «Нарисуйте одинаковые лошадки», слово «одинаковые» многие не воспринимают как требование к совместным действиям. Менее 10% правильно выполняют задачу. А это значит, что дети не умеют слушать другого, договариваться. И этому тоже надо учить с первого класса.
-Готовы ли учителя учить по-другому?
- Все учителя первых классов, руководители образовательных учреждений прошли курсы повышения квалификации по новым стандартам. Все первые классы оснащены оборудованием, требуемым новым стандартам, правда, не в полном объеме, но финансирование в 2012 году позволит укомплектовать начальные классы согласно требованиям стандарта.
-Для первоклашек стандартом предусмотрено 10 часов внеклассных занятий в неделю. Как их проводят, если для этого нет ни помещений, ни кадров, ни денег?
- Эти часы предусмотрены не для учеников, а для школы. В стандарте сказано так: время на внеурочную деятельность в начальной школе – до 1350 часов. Ребенок может заниматься внеурочной деятельностью только 50 минут в неделю по желанию. К сожалению, из-за неправильного толкования стандартов многие учителя и родители решили, что школа должна предложить каждому первокласснику чуть ли не 10 кружков и секций, ребенок обязал их все посещать. Это неверно. Ребенок может вообще не ходить на школьные дополнительные занятия, если он посещает, допустим, спортивную, музыкальные школы, ДДТ.
-А где нет спортивных и музыкальных школ, к примеру, на периферии?
- Внеурочная деятельность проводится за счет групп продленного дня.
-Несмотря на то, что в первом классе не должно быть домашнего задания, некоторые учителя его дают. Что плохого в том, что ребенок сделает одно- два упражнения?
- В первом классе нельзя давать уроки на дом ни в коем виде! Это закон. Собрать гербарий для уроков труда- пожалуйста, а образовательные задания –нет. Главное для первоклассника работать успешно, поэтому категорически нельзя ничего заставлять. Например, если ребенок плохо читает, родители должны читать ему вслух, привлекая к этому процессу. Пусть ребенок причитает заголовок, возьмет на себя простую роль в диалоге. Очень важно заниматься общим развитием ребенка.
- В прежние годы первоклашкам за хорошие ответы рисовали звездочки или солнышко. А как сейчас оценивают первоклашек?
- Для первоклассника любой значок-отметка. Ребенок воспринимает отметку как отношение учителя к тебе. И отметки ученикам ставят только те педагоги, которые не понимают этого возрастного феномена. Но модель системы оценивания достижений младших школьников, согласно п.3. ст. 15 Закона «Об образовании» РФ «Образовательные учреждения самостоятельны в выборе системы оценок». И в настоящее время стартовое, текущее итоговое оценивание учащихся –это самооценка, что практикуется в наших образовательных учреждениях.
-Но родителям ведь надо знать, как учится их ребенок?
- О чем родители чаще всего спрашивают детей? «Какие отметки получил?» «Тебя спрашивали?» «Как ответил?». Вместо того, чтобы поинтересоваться: «Что интересного было на уроке? Что у тебя получилось? О чем разговаривал с одноклассниками?»
-Какие цели и задачи стоят перед вами и вашим коллективом в работе по новым образовательным стандартам?
- Закончился первый учебный год новых образовательных стандартов для начальной школы. Перед нами стоит задача –провести качественный анализ изучения трудностей в работе учителя. Обратить особое внимание на оснащение материально-технической базы. Наша цель- создание благоприятных условий для обучения учащихся.