Размер шрифта:
Цветовая схема:
Интервал между буквами

Вы находитесь на старой версии официального сайта Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия. Новая версия сайта находится по адресу: atyurevo-r13.gosweb.gosuslugi.ru

Фронтовые 100 грамм

Фронтовые 100 грамм

Ворошиловские граммы

Обычно историю фронтового алкоголя принято отсчитывать со сталинского указа от 22 августа 1941 года: «Установить, начиная с 1 сентября 1941 г., выдачу водки 40 градусов в количестве 100 г в день на человека (красноармейца) и начальствующему составу войск передовой линии действующей армии». При этом уже привычно удивляются: отчего же граммы стали наркомовскими, если Иосиф Виссарионович был председателем ГКО?

А дело, собственно, в том, что «крестным отцом» водочного пайка был народный комиссар обороны Климентий Ворошилов. Именно он, еще за полтора года до Отечественной войны, во время «зимней кампании» против Финляндии, распорядился ввести спиртное во фронтовой рацион. Несмотря на то, что сам Клим Ефремович был яростным борцом против армейского пьянства.

=======

Как было раньше?

До революции «хлебное вино» было в армейском пайке обычным делом. В военное время его полагалось отпускать строевым нижним чинам по одной чарке (160 г) три раза в неделю, нестроевым - по две чарки в неделю. В мирное время - только по праздникам (15 чарок в год) и «по усмотренью командира для поддержания здоровья, в ненастье, после продолжительных маршей, учений и парадов». А за особые заслуги можно было получить двойную дозировку, причем церемония «представления к чарке» проходила официально, торжественно, перед строем.

=======

Спирт для реанимации

Финская кампания, что бы ни писали пропагандисты и ангажированные историки, была откровенно провальной. Танки с «летним», не предназначенным для сорокаградусных морозов топливом, откровенно хилое обмундирование (бойцы РККА воевали не в валенках и ушанках, а в ботинках с обмотками и, в лучшем случае - суконных шлемах-буденовках), винтовки-«мосинки» против пусть не лучших в Европе, но все равно скорострельных автоматов «Суоми» - все это демонстрировало полную неготовность СССР к зимней войне. Холода и массовые обморожения оказались для РККА более губительными, чем огонь снайперов-«кукушек». Часто обмороженного бойца приходилось буквально реанимировать. «Привезут такого в госпиталь, - вспоминали фронтовые медики, - а он и сказать ничего не может. Тогда каждому раненому вливали дозу разведенного спирта. Боец оживал: поняв, что без этого не обойтись, врачи обратились к наркому обороны с просьбой ввести водку в рацион. Так и родился «наркомовский паек»: 100-граммовая бутылочка водки и 50 грамм сала. Летчики получали столько же коньяка, а танкисты - удвоенную норму водки. Специально для того, чтобы удовлетворить потребность фронта в спиртном, был срочно запущен водочный завод, оборудованный специальной линией для выпуска «мерзавчиков» - стограммовых пузырьков со спиртным.

=======

А как было у немцев?

К полудню, когда подъезжала кухня, все вдруг увидели за ней перегруженный автомобиль. С военной пунктуальностью прибыли рождественские подарки от командования сухопутных войск для солдат-фронтовиков. Они оказались исключительно обильными. Вновь намного больше, чем ожидалось. В Вестфалии в 1939 году выдавался кулек с пирожными и яблоками. В Гавре в 1940-м, кроме того, бутылка шампанского и торт, но то, что предлагалось здесь, на заснеженных полях Восточного фронта, превзошло все наши ожидания. Мы проходили мимо раздатчика, держа ящик из-под боеприпасов. Каждому выдавалось: 1 бутылка красного вина, 1 бутылка коньяка, 1/3 бутылки шампанского, 1 банка консервированных фруктов, 2 яблока, 60 сигарет, табак, сигары, пачка бритвенных лезвий, 27 плиток шоколада, кекс, 4 пакетика с леденцами и почти фунт кондитерских изделий.

(Из дневника солдата вермахта Вольфганга Буфа, Ленинградский фронт)

=======

Стратегическая стеклотара

Вновь о водочном пайке вспомнили летом 1941 года, когда Красная Армия отступала к Москве и Волге. Тогда-то и появился уже упоминавшийся сталинский указ. Кстати, касался он только войск первой линии, тыловикам спиртного не полагалось. Передовые же части нуждались в стимуляции. Порядок выдачи спиртного регулировался указом Наркомата обороны. А непосредственное распределение его между частями поручалось командующим фронтами. Причем в направленном им приказе особый акцент делался на то, чтобы соблюдался строжайший порядок и нормы выдачи водки.

=======

И польза, и вред

Спиртным злоупотребляли частенько: потери среди личного состава были столь велики, что завезенные утром пайки на 100 человек к вечеру делили между 60-ю. И часто последствия «перебора» были страшными. Режиссер Петр Тодоровский, прошедший всю войну пехотинцем, вспоминал: «Старшина шел по траншее с ведром и кружкой, и те, кто хотел, наливали себе. Те, кто был постарше и поопытнее, отказывались. Молодые и необстрелянные пили. Они-то в первую очередь и погибали. «Старики» знали, что от водки добра ждать не приходится. А молодым после ста грамм море было по колено - выскакивали из окопа прямо под пули».

=======

Выпил - закуси!

Если говорить о пайках, то одним «спиртовым вопросом» ограничиваться не стоит. «Закуска» солдатам полагалась весьма достойная: 110 граммов «польской» колбасы в сутки, квашеная капуста, соленые огурцы, помидоры, лук, сало. Другое дело, что чаще всего все это великолепие было лишь на бумаге. Потому что дело не обходилось без злоупотреблений.

=======

Микояновская либерализация

Правила выдачи водочного пайка несколько смягчились только в 1943 году, по ходатайству наркомпрода Анастаса Микояна и начальника тыла армии генерал-лейтенанта Андрея Хрулева. Они обратились с докладной на имя главковерха Сталина, предлагая «установить ежемесячный лимит расхода водки каждому фронту».

По 100 грамм в сутки на человека теперь выдавали не только наступающим частям, но и всем подразделениям, ведущим непосредственные боевые действия и находившимся на передовых позициях, а также разведчикам. Норма распространялась на артиллерийские и минометные части, поддерживающие огнем пехоту, а тыловикам, работающим под огнем противника, и раненым наливали половинную дозу. Остальные же пили как и раньше - по праздникам. А вот на Закавказском фронте водку не пили. Вместо 100 грамм водки здесь решено было выдавать 200 грамм крепленого или 300 грамм столового вина.

Не слишком большие дозировки, не так ли? Так что оставим разговоры о водочных реках и пьяном разгуле на фронте любителям ненаучной фантастики.

1 из 5
2 из 5
3 из 5
4 из 5
5 из 5