У школы много забот, и среди них нет второстепенных
Накануне нового учебного года
Мы должны разработать планы дальнейших наших действий по развитию образования в свете реализации нацпроекта и переходу к новому закону об образовании. Получить качественное образование разных уровней, профессионально расти, вот что лежит в основе нового законопроекта. А также мы сегодня должны сделать оценку наших достижений, проанализировать причину неудач, а их у нас немало. И найти пути их решений.
Основным в модернизации образования является продолжение реализаций мероприятий, указанных в национальном проекте «Образование» и президентской инициативе «Наша новая школа». Но в отличии от прошлого, в новом документе главной и основной фигурой является учитель.
«Наша новая школа»
Мы уже ранее отмечали, что современное общество требует особого выпускника – человека творческого с нестандартным мышлением, способного быстро перестраиваться в динамично меняющемся мире, человека нравственного, культурного, а таким нашего выпускника способен сделать только учитель, вот почему особую актуальность на данном этапе приобретает именно повышение статуса учителя. Поэтому учителю необходимо поднять не только заработную плату, но и изменить в общественном сознании отношение к учительской профессии, сделать ее привлекательной для молодого поколения педагогов.
В результате реализации проекта модернизации наш район уже получил школьный автобус для перевозки детей на сумму 1.1 млн. рублей. На обновление компьютерного парка, на пополнение библиотечного фонда поступят 854 тыс. рублей, также в рамках реализации проекта «Школьное питание» на ремонт столовой Атюрьевской средней школы №1 -2.1 млн. рублей.
Малышам- все лучшее: уют, комфорт, тепло
Одной из важнейшей стартовой площадкой в обучении и воспитании молодого человека является дошкольное образование и не зря новый закон впервые определяет дошкольное образование одним из уровней общего образования. И это не случайно, у всех ребят должна быть возможность хорошо подготовиться к школе. В районной системе образования функционируют два детских сада и одна школа-детский сад, с общим охватом -130 детей, что составляет 48% от количества малышей садиковского возраста. В настоящее время в районе появилась очередность в детские дошкольные учреждения. Остроту решения вопроса сможем решить за счет увеличения проектных мощностей. Так, благодаря усилиям руководства района и лично главы района И.С. Гусарова, из республиканского бюджета выделено 9.7 млн. рублей на капитальный ремонт Атюрьевского детского сада, который после реконструкции сможет принять 140 детей. Также в течение ряда лет у нас в районе практикуется создание при образовательных учреждениях дошкольных групп, а их всего 15 с общим охватом 138 детей разного возраста. В новом законопроекте дается возможность получения дошкольного образования путем семейного воспитания. При правильной постановке вопроса дошкольного воспитания можно охватить 90% детей дошкольного возраста. От того, как будет поставлена работа по дошкольному воспитанию, будет зависеть успешность обучения на других ступенях обучения.
ФГОС: в первом классе в первый раз
С 1 сентября 2011 года 90 наших первоклассников начнут обучение по новым федеральным образовательным стандартам. Вопросов и проблем с переходом на новые стандарты появится много. Это от создания необходимых условий в соответствии с новыми стандартами и новыми санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами. И успешный переход во многом будет зависеть от слаженной работы, как руководителей, так и педагогов школы.
Сегодня в районе функционирует в системе образования 15 общеобразовательных учреждений, 2 детских садика, одна начальная школа-детский сад, а также 2 учреждения дополнительного образования (Дом детского творчества и Детско-юношеская спортивная школа). К сожалению, произошли изменения в сети образовательных учреждений-ликвидирована Лесно-Борская начальная школа и реорганизована из средней в основную Стрельниковская. Основная причина реорганизации-отсутствие контингента учащихся.
Поэтому отделу образования необходимо серьезно поработать в этом направлении, при этом учитывать экономические перспективы населенного пункта. Новый законопроект предлагает изменить принцип финансирования таких школ.
Учителю –достойную зарплату
Одной из ключевых фигур в учебно-воспитательном процессе является учитель и нашей задачей является создание эффективных материальных и моральных стимулов для привлечения высоко квалифицированных кадров, а одним из важнейших стимулов является увеличение заработной платы. С 1 июля 2011 года увеличена на 6%, а с 1 сентября 2011 года будет увеличена на 23,5%, в итоге с 1 сентября 2011 года на 30%, но здесь уравниловки не будет, увеличение произойдет у результативно работающих учителей. Увеличение заработной платы учителей, грамотное использование новой системы оплаты труда позволят изменить в лучшую сторону и проблему обновления педагогических кадров. В настоящее время педагогический корпус района включает 320 работников. К сожалению, доля работающих пенсионеров составляет 9%, а доля молодых специалистов со стажем до 5 лет-0,9%.
Аттестация педагогов
С 1-го января 2011 года введен новый Порядок аттестации педагогических работников муниципальных образовательных учреждений. Порядок аттестации предусматривает два вида: обязательный и добровольный.
Обязательный проводится каждые 5 лет для подтверждения соответствия педагога занимаемой должности. Добровольный – по желанию учителя для установления соответствия уровня его квалификации требованиям первой или высшей категории. Всего прошли в 2010-2011 учебном году аттестацию 108 педагогов, из них 3 аттестованы на высшую, 4 –подтвердили свою профдеятельность, а в целом 97% педагогов района имеют квалификационную категорию. Хотя в процессе прохождения процедуры аттестации некоторые педагоги не смогли пройти тестовые задания с первого раза.
В 2010-2011 учебном году курсовую подготовку прошли 123 педагога, что составляет 40% от числа работающих педагогов.
Сейчас много говорят о личном образовательном маршруте педагога. Научить ребенка идти по личному образовательному маршруту нельзя, если у педагога нет аналогичного опыта. Анализ прохождения курсовой подготовки в образовательных учреждениях района показал, что в каждом учреждении от 3% до 8% педагогов не имеют базовой курсовой подготовки. Над этой проблемой следует задуматься руководителям образовательных учреждений.
В этом году, как и в предыдущие, в районе продолжится конкурс в рамках национального проекта «Образование», где пять педагогов получат премии Главы района по 10 тыс. рублей, 2 общеобразовательные школы, внедряющие инновационные технологии, по 15 тыс. рублей и 10 премий по 1 тыс. рублей талантливой молодежи.
Сегодня приятно сообщить, что обладателем премии Главы Республики Мордовии в 2011 году стала учительница Атюрьевской средней школы №1 Шумкина Нина Николаевна.
Я в рабочие пойду, пусть меня научат
2010/11 учебный год закончили школу 153 девятиклассника, из них пойдут в 10 класс 139. В 2011 году школу закончили 112 учащихся, из них поступило в ВУЗы-87 (78%). Закончили школу с золотой медалью 8 учащихся, 11- с серебряной медалью. Если перевести на шуточную ноту, прямо «золотой дождь» сыпал на нас, т.е. 15% выпускников – это медалисты. В новом учебном году необходимо провести мониторинг качества знаний у будущих медалистов.
С республиканской учительской конференции прозвучала критика по поводу плохой постановки профориентационной работы в районе. В республике созданы уникальные условия и востребованность высокотехнологичных специальностей для технопарка, а процент поступления в ВУЗ по специальностям (химия, физика, биология, математика) равна нулю. Я не снимаю ответственность с отдела образования, но основная вина и спрос с директоров школ. Более 88% семей связывают успешность ребенка только с высшим образованием, причем любыми средствами. В современном мире псевдоспециалист никому не нужен, а нам не надо гордиться количеством, поступивших в вуз.
В 2010-11 учебном году в районе начала функционировать группа физиков на базе Атюрьевской средней школы №1, руководитель группы Аверяскин Алексей Иванович. В новом учебном году создадим физико-математическую группу. Обращаюсь к руководителям образовательных учреждений с просьбой серьезно подойти к комплектованию группы.
Положительный момент по конкурсному отбору: четверо наших ребят прошли в Центр для одаренных детей и продолжат свое обучение в г. Саранске.
У методической службы- много задач
Особое место в районе отводится методической службе, цель которой – повышение уровня профессиональной культуры учителя и педагогического мастерства.
В 2010-2011 учебном году многие учителя принимали активное участие в организации методической работы. В районе созданы базовые школы. Проведен семинар при Новочадовской средней школе в свете президентской инициативы «Наша новая школа». Также проведен семинар в Морд-Козловской средней школе по теме 1000-летия единения мордовского народа с народами российского государства. Проведены предметные методические объединения, а также предметные августовские секционные занятия.
Успехи и находки
Одной из приоритетных задач системы образования района является выявление, поддержка и сопровождение одаренных детей. Наиболее эффективной формой выявления одаренных детей являются предметные олимпиады. На муниципальном уровне участвовало 381 учащийся, из них 45 стали победителями, 78- призерами.
Наш район принял самое активное участие и на республиканском этапе Всероссийской олимпиады. Всего приняло участие 37 учеников, из них 7 учащихся стали призерами и еще 4 ученика вошли в десятку лучших. Так, по рейтингу участия на республиканском этапе, мы занимаем 12 место.
Стремление к новым горизонтам и новым целям должно стать профессиональным кредо каждого педагога. В современном мире надо привыкать бороться и выигрывать и ученикам, и учителям, и школам. От степени амбициозности и реализации целей, критериев качества образования напрямую будет зависеть финансирование ОУ, а значит - и ваша конкурентоспособность, и ваше благополучие.
Уважаемые коллеги! Позвольте поздравить Вас с началом учебного года, поблагодарить Вас за Ваш труд, за Вашу любовь к детям, постоянную заботу о них и пожелать так необходимого всем нам здоровья, творческой энергии, оптимизма, реализации намеченных планов и достижения поставленных целей.
Алексей Надин, зав. отделом образования.