Старт в профессию
В настоящее время профориентационная работа в общеобразовательных учреждениях ведется, опираясь на региональный образовательный модуль «Старт в профессию».
Основная цель, которая преследуется при организации профориентационных мероприятий, - это знакомство школьников с миром профессий, формирование их мечты о профессиональном будущем, оказание помощи в выборе видов деятельности по интересам.
Разработанный профориентационный образовательный модуль предлагает новый подход к организации профориентационной работы в школе, направлен на усиление индивидуальных ресурсов и возможностей личности, её активизацию и развитие, формирование социальной компетентности. Модуль предусматривает поэтапное формирование у учащихся умений и навыков, необходимых для принятия осознанного решения по выбору профессии, на окончательном этапе курса. Занятия организуются в соответствии с ведущими сферами возрастной деятельности.
Структура регионального образовательного модуля представляет собой гибкую систему тем, объединенных по деятельным и функциональным признакам. Она дает возможность учитывать возраст и уровень сформированности универсальных учебных действий и предметных знаний школьников; содержит учебный материал, актуальный и полезный не только для развития учебной мотивации и выбора профиля обучения, но и для повседневной жизни, расширения кругозора обучающихся. Работа в школах Атюрьевского района по реализации данных мероприятий ведётся с начала учебного года по следующим темам:
«Профессии моей семьи» (1 - 4 классы) содержит общие сведения о мире профессий, способах их классификации, условиях выбора и т.п.
«На пути к жизненному успеху» (5 - 7 классы) направлен на формирование образа «Я», диагностику личностных особенностей, выявление профессиональных склонностей и интересов, соотнесение индивидуальных качеств с требованиями выбранной профессии.
«Моя профессиональная карьера» (8 - 9 классы) знакомит школьников с современным рынком труда, основными требованиями, предъявляемыми персоналу.
«Мой выбор» (10 - 11 классы) направлен на обучение практическим навыкам, необходимым для выполнения должностных обязанностей по той или иной профессии; отработку навыков целеполагания и построения профессионального плана.
Результатом освоения профориентационного модуля должно являться освоение сущности и содержания следующих понятий:
- психологические особенности личности;
- самоопределение;
- профессиональные интересы и склонности, способности, креативность;
- классификация, типы профессий;
- проектирование профессионального жизненного пути;
- карьера, этапы построения карьеры;
- личный профессиональный план;
- рынок труда.
С данными задачами педагогические коллективы школ Атюрьевского района, в силу своего опыта, компетенции в разных сферах деятельности, справляются успешно.