При обсуждении проектов федерального бюджета и бюджета ПФР Правительство Российской Федерации приняло решение направить в 2015 г средства страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в полном объеме на формирование и финансирование страховой пенсии в распределительной составляющей пенсионной системы.
Как сказал при обсуждении вопроса министр труда и социальной защиты РФ М.А. Топилин, что те взносы, которые в 2015 году должны были пойти в накопительную составляющую, увеличат пенсионные права граждан в распределительной составляющей.
Вопрос: Что из этого следует? Куда пойдут страховые взносы, которые ежемесячно перечисляет работодатель за своих работников?
Ответ: Все страховые взносы в 2014 году направляются и в 2015 году будут направляться на формирование страховой пенсии будущих пенсионеров. То есть все страховые взносы зачисляются на пенсионные счета граждан в ПФР, в пользу которых эти средства начислены работодателями. И страховая пенсия, когда придёт время, будет назначаться с учетом этих сумм. Сами страховые взносы работодателей идут на выплату пенсий нынешним пенсионерам. Таким образом, реализуются принципы солидарной пенсионной системы, которая продолжает оставаться основой пенсионного обеспечения в России.
Вопрос: Что будет с теми накоплениями, которые у граждан уже есть в специальной части лицевого счета?
Ответ: Все пенсионные накопления, которые уже есть на пенсионном счете граждан, сохраняются за этими гражданами, продолжают инвестироваться и будут выплачены с учетом инвестиционного дохода за все годы инвестирования им при назначении пенсии. Так, что никакого изъятия нет.
По словам М.А. Топилина сегодня не может не вызывать опасения низкая эффективность накопительной составляющей и фактическое снижение пенсионных
прав граждан посредством этого механизма. По его же мнению зачастую неэффективная накопительная составляющая отнимает деньги у граждан как при формировании средств пенсионных накоплений, так и при назначении соответствующих пенсионных выплат (на стадии выплаты). Выгоду в данном случае получают только финансовые организации, поскольку им, по сути государством, в обязательном порядке перечисляются взносы граждан в огромных объемах, тогда как никакой реальной ответственности, в том числе в виде взимания с них процентов за пользование взносами граждан, они не несут. Функционал, выполняемый финансистами в данном случае, сводится к посредничеству.
Вопрос: Чем же, в таком случае, страховая пенсия отличается от накопительной?
Ответ: Страховая пенсия, на которую в 2014-2015 годах направляются все страховые взносы, гарантируется государством и ежегодно увеличивается государством минимум на уровень инфляции. То есть страховая пенсия полностью защищена от инфляции.
Накопительная пенсия не индексируется государством и не защищена от инфляции, пенсионные накопления могут обесцениться, следовательно, могут быть убытки.
Вопрос: Как можно проследить рост пенсии, например, за последние 3 года?
Ответ: Страховая пенсия растет быстрее, чем накопительная, Точно также происходит и с пенсионными правами граждан, которые сегодня формируют будущую пенсию. Увеличение страховой пенсии за последние годы в два раза выше, чем средняя доходность от инвестирования пенсионных накоплений негосударственными пенсионными фондами, которая даже ниже инфляции.
Вопрос: Каков реальный прирост пенсионных накоплений в НПФ?
Ответ: По итогам 2004-2012 годов реальный прирост пенсионных накоплений в негосударственных пенсионных фондах ниже уровня инфляции за данный период. В двадцати самых крупных негосударственных пенсионных фондах, в которых сосредоточено более 70% пенсионных накоплений, средний показатель прироста составил от 2% до 8,3% в год при среднем показателе уровня инфляции за этот период – 9,65% в год. Происходит фактическое уменьшение пенсионных накоплений. Обесценивание пенсионных накоплений прямо повлияет на реальный размер накопительной пенсии.
Вопрос: От чего зависит доходность пенсионных накоплений?
Ответ: Доходность пенсионных накоплений зависит исключительно от результатов их инвестирования негосударственными пенсионными фондами и управляющими компаниями, т.е могут быть и убытки. Так практически все НПФ показали убытки по результатам 2008 года. Ряд НПФ потерял до 25% вверенных им пенсионных накоплений. В случае убытков гарантируется лишь сумма уплаченных работодателем за работника страховых взносов, т.е выплата средств пенсионных накоплений «по номиналу».
Вопрос: Чем, на ваш взгляд, обусловлено решение о направлении страховых взносов в полном объеме на формирование и финансирование страховой пенсии?
Ответ: Как сказал М.А. Топилин, что данный маневр не связан с каким – либо дефицитом пенсионной системы, а направлен на сознательное усиление её солидарного характера в рамках стандартных подходов к социальному страхованию граждан.
Страховая пенсия – это ответственность государства. Накопительная пенсия – это ответственность частных компаний, подверженных коньюнктурным изменениям рынка и риску убытков и банкротства в результате плохого управления. Нужно понимать, что формирование накопительной пенсии и вложение денег в финансовые рынки – это всегда повышенный риск.
Вопрос: О чем говорит мировой опыт по организации пенсионных систем?
Ответ: Мировой опыт показывает, что страны сокращают государственные накопительные программы. Польша резко сократила тариф с 7,4% до 2,3%, Казахстан отказался от использования негосударственных пенсионных фондов, создав государственный пенсионный фонд, который распределяет средства пенсионных накоплений между конкурирующими частными управляющими компаниями. Во всем мире основу пенсионной системы составляют страховые пенсии, которыми охвачена большая часть населения. Накопительные пенсии в основном распространены вне государственных пенсионных систем. Они находятся в так называемом добровольном сегменте, в котором работодатель и работник самостоятельно формируют накопительные пенсии. Эти программы не являются принудительными, работают в гражданско-правовом поле, пенсионные средства являются собственностью работников.