C 1 января 2014 года тарифы страховых взносов зависят от специальной оценки условий труда
В связи с вступлением в действие с 01.01.2014 года Федерального закона от 28.12.2013 №426 «О специальной оценке условий труда» (далее - Закон №426-ФЗ от 28.12.2013) изменен порядок оценки условий труда.
Взамен ныне действующей аттестации рабочих мест предусмотрена новая процедура оценки условий труда на рабочих местах - специальная оценка условий труда. Данная процедура проводится не реже одного раза в пять лет работодателем с привлечением независимой, специализированной в данной области организации, в которой имеется аккредитованная испытательная лаборатория (центр) и не менее пяти аттестованных экспертов, работающих по трудовому договору в этой организации.
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах по степени вредности и (или) опасности: оптимальные (1 класс), допустимые (2 класс), вредные (3 класс, включая четыре подкласса) и опасные (4 класс).
Размеры дополнительных страховых взносов определяются частью 2.1 статьи 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ (часть введена Федеральным законом от 28.12.2013 года № 421-ФЗ).
Класс условий труда |
Подкласс условий труда |
Дополнительный тариф страхового взноса |
Опасный |
4 |
8,0 процента - солидарная часть тарифа страховых взносов |
Вредный |
3.4 |
7,0 процента - солидарная часть тарифа страховых взносов |
|
3.3 |
6,0 процента - солидарная часть тарифа страховых взносов |
|
3.2 |
4,0 процента - солидарная часть тарифа страховых взносов |
|
3.1 |
2,0 процента - солидарная часть тарифа страховых взносов |
Допустимый |
2 |
0,0 процента - солидарная часть тарифа страховых взносов |
Оптимальный |
1 |
0,0 процента - солидарная часть тарифа страховых взносов. |
Две первых категории освобождаются от уплаты дополнительных страховых взносов, работники этих категорий не будут иметь права досрочного выхода на пенсию.
За вредные и опасные условия работодателям, как и сейчас, придется платить дополнительные страховые взносы (от 2 до 8%), но только при условии, что эти профессии или должности входят в соответствующие списки.
В отношении рабочих мест, на которых не выявлены вредные (опасные) факторы, работодатель подает в территориальный орган Роструда декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (действительна на пять лет). По истечении срока действия в случае отсутствия за период ее действия несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, срок действия декларации считается продленным на следующие пять лет.
Если в период действия декларации произошел несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, происшедшего по вине третьих лиц) или у работника выявлено профзаболевание, то в отношении такого рабочего места действие декларации прекращается, и проводится внеплановая специальная оценка условий труда.
Таким образом, с 1 января 2014 года периоды работы по Списку №1, 2 и др., имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии при условии начисления и уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам, и соответствия класса условий труда на рабочих местах по указанным работам вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
При этом до проведения специальной оценки условий труда периоды занятости на рабочих местах на работах, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ по Списку №1, 2 и др. независимо от результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до 01.01.2014 года, но при условии начисления и уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам.
Оценку условий труда будут производить специальные комиссии, куда войдут независимые специально аккредитованные эксперты, представители предприятий и профсоюзов.
Работник вправе присутствовать во время проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте. Он может обращаться за получением разъяснений, он вправе обжаловать результаты этой процедуры.
В связи с этим, работодателям дается выбор: либо модернизировать свое производство и тем самым уберечь своих сотрудников от опасности, либо обеспечить им досрочное пенсионное обеспечение.
Нормы Закона №426-ФЗ от 28.12.2013 устанавливают переходные положения, предусматривающие отложенные сроки введения в действие некоторых требований к специализированным организациям и экспертам (вплоть до 31 декабря 2018 года.), а также признание результатов проведенной до вступления в силу Федерального закона аттестации рабочих мест в течение пяти лет со дня её завершения.
Е.Кузьмина – специалист оценки пенсионных прав УПФР